(Wanli Changcheng)
Общая протяженность Великой Китайской стены, почти 6000 км. Когда будете лететь в Пекин, смотрите вниз: стена хорошо видна из самолета. Говорят, она видна и из космоса, но это утверждение родилось еще до выхода первого китайца на орбиту.
Самые ранние участки будущей Великой стены (земляные валы) начали строить в эпоху Воюющих Царств для защиты от нападений северных кочевых племен. Нынешний облик грандиознейшее фортификационное сооружение стало принимать после 221 г. до н. э. при первом императоре объединенного Китая Цинь Ши-хуанди. По его приказу не менее миллиона рабочих в течение 10 лет соединяли разрозненные участки стены. Все последующие династии стену ремонтировали, реконструировали и укрепляли.
Участки Великой Китайской стены вокруг Пекина были реконструированы в основном при династии Мин. Тогда же стену продлили до Желтого моря (как она оттуда выходит, можно увидеть в Шаньхайгуа-не). При Минах валы, построенные из кирпичей, утрамбованной земли и дерева, обложили кирпичом, создали зубчатые амбразуры для защиты лучников, расширили стену - чтобы по ней в ряд могли ехать пять всадников, и построили дополнительные смотровые башни. Была разработана система сигнальных огней: информацию о передвижении вражеских войск с помощью костров передавали от одной дозорной башни к другой и далее в штаб.
Тем не менее, Великую стену в 1215 г. преодолела армия Чингисхана, а в 1644 г. войска маньчжуров. Однако во многом благодаря ей китайцы, находившиеся к югу от стены, осознали себя единой нацией. Стена стала видимым физическим разделом между двумя мирами: китайским и некитайским.
Возле Пекина можно осмотреть три участка Великой Китайской стены: Бадалин, Мутяньюй и Сыматай. В любое время года одевайте удобную и нескользящую обувь. Туриста ждут крутые спуски-подъемы и продолжительные прогулки.
Самый простой способ добраться до любого участка - такси. Торгуйтесь, цены от 400 до 1000 RMB/ машина (туда-обратно, водитель будет ждать). В крупных гостиницах предлагают организованные экскурсии (250-400 RMB/чел.).
Участок Бадалин
(Badaling Changcheng) 70 км к северу от Пекина, 1 ч. на автомобиле по скоростной трассе, ежедн. 6.30-18.00, 45 RMB пик сезона, ост. время года 40 RMB.
Экскурсионные авт. от юго-западной оконечности площади Tiananmen © ежедн. 6.00-9.00, возвращение 16.00, 50 RMB.
Самый ближний участок Стены от Пекина, а потому наиболее посещаемый туристами и самый новодельный. Он так хорошо восстановлен, что может вызвать сомнения в подлинности, но у Бадалина есть два главных преимущества: поездка сюда занимает не более чем полдня, а рядом находятся императорские захоронения династии Мин, что позволяет осмотреть две достопримечательности за один день. Много ресторанов и сувенирных лавок, работает фуникулер.
Участок Мутяньюй
(Mutianyu Changcheng) 90 км к северу от Пекина, 1 ч. 30 мин. на автомобиле, ежедн. 7.00-18.30, 35 RMB, фуникулер 35-50 RMB.
Следующий по популярности после Бадалина участок, производит впечатление значительно более настоящего, несмотря на недавно проведенную реставрацию. В Мутяньюйе Стена проходит по вершинам гор, прогулка может затянуться на несколько часов. Захватывающий пейзаж красив в любое время года. Есть рестораны и сувенирные лавки.
Участок Сыматай
(Simatai Changcheng) 110 км к северо-западу от Пекина, 2 ч. 30 мин. на автомобиле, авт. от междугородной автостанции Dongzhimen (Дунчжимэнь), турист, авт. № 12 от Xuanwumen (Сюйаньумэнь) и Dongsishitiao (Дунсышитяо) в выходные и праздничные дни, 3 ежедн. 8.00-17.00, 30 RMB.
Самый удаленный от Пекина и самый «дикий» участок Стены, реконструирован частично. Внимание! Сыматай - самый крутой участок, в некоторых местах угол наклона составляет 35°. Работает канатная дорога. Особо отважные могут совершить прогулку до участка Цзиньшаньлин (Jinshan-ling), 10 км к западу от Сыматая, обычно это занимает около 4 ч.