Великая Китайская стена

(Wanli Changcheng)

Общая протяженность Великой Китайской стены, почти 6000 км. Когда будете лететь в Пекин, смот­рите вниз: стена хорошо видна из самолета. Говорят, она видна и из космоса, но это утверждение роди­лось еще до выхода первого китай­ца на орбиту.

Самые ранние участки будущей Великой стены (земляные валы) на­чали строить в эпоху Воюющих Царств для защиты от нападений се­верных кочевых племен. Нынешний облик грандиознейшее фортифика­ционное сооружение стало прини­мать после 221 г. до н. э. при первом императоре объединенного Китая Цинь Ши-хуанди. По его приказу не менее миллиона рабочих в течение 10 лет соединяли разрозненные участки стены. Все последующие династии стену ремонтировали, ре­конструировали и укрепляли.

Участки Великой Китайской сте­ны вокруг Пекина были реконструи­рованы в основном при династии Мин. Тогда же стену продлили до Желтого моря (как она оттуда выхо­дит, можно увидеть в Шаньхайгуа-не). При Минах валы, построенные из кирпичей, утрамбованной земли и дерева, обложили кирпичом, созда­ли зубчатые амбразуры для защиты лучников, расширили стену - чтобы по ней в ряд могли ехать пять всад­ников, и построили дополнительные смотровые башни. Была разработа­на система сигнальных огней: ин­формацию о передвижении враже­ских войск с помощью костров пе­редавали от одной дозорной башни к другой и далее в штаб.

Тем не менее, Великую стену в 1215 г. преодолела армия Чингисха­на, а в 1644 г. войска маньчжуров. Однако во многом благодаря ей ки­тайцы, находившиеся к югу от сте­ны, осознали себя единой нацией. Стена стала видимым физическим разделом между двумя мирами: ки­тайским и некитайским.

Возле Пекина можно осмотреть три участка Великой Китайской стены: Бадалин, Мутяньюй и Сыматай. В любое время года одевай­те удобную и нескользящую обувь. Туриста ждут крутые спуски-подъемы и продолжительные про­гулки.

Самый простой способ добрать­ся до любого участка - такси. Тор­гуйтесь, цены от 400 до 1000 RMB/ машина (туда-обратно, водитель будет ждать). В крупных гостини­цах предлагают организованные экскурсии (250-400 RMB/чел.).

Участок Бадалин

(Badaling Changcheng) 70 км к северу от Пекина, 1 ч. на автомобиле по скоростной трассе, ежедн. 6.30-18.00, 45 RMB пик сезона, ост. время года 40 RMB.

Экскурсионные авт. от юго-за­падной оконечности площади Tiananmen © ежедн. 6.00-9.00, возвращение 16.00, 50 RMB.

Самый ближний участок Стены от Пекина, а потому наиболее посещае­мый туристами и самый новодельный. Он так хорошо восстановлен, что мо­жет вызвать сомнения в подлинности, но у Бадалина есть два главных пре­имущества: поездка сюда занимает не более чем полдня, а рядом находятся императорские захоронения династии Мин, что позволяет осмотреть две до­стопримечательности за один день. Много ресторанов и сувенирных ла­вок, работает фуникулер.

Участок Мутяньюй

(Mutianyu Changcheng) 90 км к северу от Пекина, 1 ч. 30 мин. на автомобиле, ежедн. 7.00-18.30, 35 RMB, фуникулер 35-50 RMB.

Следующий по популярности после Бадалина участок, производит впе­чатление значительно более настоя­щего, несмотря на недавно прове­денную реставрацию. В Мутяньюйе Стена проходит по вершинам гор, прогулка может затянуться на не­сколько часов. Захватывающий пей­заж красив в любое время года. Есть рестораны и сувенирные лавки.

Участок Сыматай

(Simatai Changcheng) 110 км к северо-западу от Пеки­на, 2 ч. 30 мин. на автомобиле, авт. от междугородной автостан­ции Dongzhimen (Дунчжимэнь), турист, авт. № 12 от Xuanwumen (Сюйаньумэнь) и Dongsishitiao (Дунсышитяо) в выходные и праздничные дни, 3 ежедн. 8.00-17.00, 30 RMB.

Самый удаленный от Пекина и са­мый «дикий» участок Стены, ре­конструирован частично. Внима­ние! Сыматай - самый крутой участок, в некоторых местах угол наклона составляет 35°. Работает канатная дорога. Особо отважные могут совершить прогулку до участка Цзиньшаньлин (Jinshan-ling), 10 км к западу от Сыматая, обычно это занимает около 4 ч.