Императорский дворец / Запретный город

(Gugong, Zijin Cheng)

К северу от площади Тяньаньмэнь, м. Tiananmen Dong,

Авт. № 1, 2,10,20,101,120,

Трол. № 103, 109,

Ежедн. 16 апр.-15 окт., 8.30-17.00 (последний билет 16.00), 16 окт.-15 мая, 8.30-16.30 (по­следний билет 15.30), 60 RMB (16 апр.-15 окт.), 40 RMB (16 окт.-15 апр.), дети ростом до 1,2 м бесплатно, 8 марта женщи­нам скидка 50%, 1 июня дети до 14 лет бесплатно, одному сопро­вождающему взрослому скидка 50%; аудиогид (есть на рус. яз.) 40 RMB, залог 100 RMB.

Самый большой дворцовый комп­лекс в мире, включенный ЮНЕС­КО в Список всемирного наследия в 1987 г., называется Запретным го­родом потому, что в период импера­торского правления на его террито­рии кроме монарха и его семьи мог­ли находиться только евнухи, на­ложницы, охранники и слуги. Про­стым людям запрещалось престу­пать его границы без приглашения.

Возведение дворца началось в 1406 г. по приказу императора Чэн-цзу (Юнлэ), который, узурпировав трон, решил перенести столицу из Нанкина в Пекин. В течение 14 лет на строительстве работало 100 тыс. мастеров и почти миллион рабочих. Император и двор переехали в но­вый дворец в 1421 г., отсюда Подне­бесной правили 24 императора (14 императоров династии Мин и 10 - династии Цин). Последний импера­тор Пу И покинул резиденцию в 1924 г., на следующий год дворец стал музеем. Каждый год его посе­щают более 7 млн туристов.

Запретный город представляет собой прямоугольник (длина 960 м, ширина 750 м, площадь 72 тыс. м2) вытянутый с юга на север. В него ведут несколько ворот. На юге рас­положены Полуденные (Медиан­ные) ворота, на севере - Ворота во­енной доблести, на западе - запад­ные Цветочные ворота, на востоке - восточные Цветочные ворота. Дво­рец окружает ров (длина 3800 м, ширина 52 м), по углам стены по­строены четыре изящные башенки. В Запретном городе сохранилось более 8700 комнат, симметрично расположенных относительно цент­ральной оси север-юг. При плани­ровке комплекса были учтены все требования фэн-шуй, вот почему большинство сооружений построе­ны из дерева и покрыты желтой черепицей.

Внимание! Курение на территории строго запрещено.

Если посмотреть на Запретный город с высоты Угольной гор­ки - любимого парка императора и его семьи, то видишь только желтые крыши и красные стены. Желтый и красный не случайно стали главными цветами дворца императора. В древ­нем Китае красный цвет означал торжественность, богатство и почте­ние. Красные дворцы начали строить еще при императорах династии Цинь. Желтый - самый чистый из всех из­вестных цветов, цвет земли - самого важного из пяти первоэлементов. Земля обозначает центр мирозда­ния, а ее цвет символизирует наи­высшее положение, которое мог на планете занимать только император. Именно поэтому крыши Запретного города желтые, и не просто желтые, а набранные из желтой черепицы - по сути дела из желтой земли. Однако есть в Запретном городе здание не с желтой, а с черной кры­шей - Вэньюаньге, Императорская библиотека. Черный - цвет воды, побеждающей огонь, поэтому чер­ная крыша книгохранилища должна была защитить манускрипты и ин­кунабулы от пожара. Важную роль в символике дворца играют числа. Девятка считается императорским числом не случай­но. Оно обладает самым большим значением в числовом ряду перед переходом через десяток. Так и им­ператор - первая величина матери­ального мира после Неба, число ко­торого - десять. Кроме того, девять (цзю) по-китайски звучит очень по­хоже на слово «вечный». В Запретном городе девятку можно встретить буквально на каждом ша­гу. Сосчитайте, например, число зо­лотых заклепок на дверях импера­торских покоев. По горизонтали - девять, по вертикали - девять, по диагонали - тоже девять. А знаете, сколько в Императорском дворце должно было быть комнат? Девять тысяч девятьсот девяносто девять с половиной! И вот почему. Император Юнлэ очень хотел, чтобы во дворце было десять тысяч комнат, но стоило властителю дать архитекторам задание на проектирование, как во сне ему явился разгневанный Нефритовый император. В его небесном дворце ровно 10 тысяч комнат! Построить столько же для человека, пусть и императора, не­льзя. Не могут смертные при жизни преступать границу, отделяющую девятку от десятки, землю от Небес. Наутро Юнлэ сообщил архитекторам, что в Запретном городе долж­но быть 9999,5 комнаты. По завершении строительства император полдня осматривал новый дом, а по­том спросил: так сколько же здесь комнат? «Девять тысяч девятьсот девяносто девять с половиной». «Ну, а где же половинка?» «Ею считается небольшая комнатушка на первом этаже дворца Вэньюаньге», - уверенно ответил сановник Лю Бовэнь. Чиновник сильно рис­ковал. На самом деле комнат в Им­ператорском дворце было меньше. Сегодня в Запретном городе 980 двор­цовых сооружений, а в них 8728 ком­нат. Знаменитая «половина комнаты» действительно находится в Импера­торской библиотеке. В западной части здания расстояние между колоннами равняется полутора метрам, тогда как обычно оно составляло 3 м. Поэтому комнату и назвали половинной.

Существует несколько маршрутов осмотра Запретного города: центральный, восточный и запад­ный. Пройдем по центральному маршруту, проложенному от Полу­денных ворот до ворот Военной до­блести.

Протянувшаяся с востока на за­пад улица на уровне Зала сохране­ния гармонии делит дворец на внешний и внутренний дворы. Во внешнем дворе, включающем По­луденные ворота, мост над Золотой водой, зал Высшей гармонии, зал Срединной гармонии и зал Сохра­нения гармонии, проходили важные церемонии. Внутренний двор про­стирается от ворот Небесной чис­тоты через дворец Небесной чисто­ты, зал Объединения и мира, дворец Земного спокойствия и император­ский сад к воротам Военной до­блести.

Южный вход во дворец охраня­ют Полуденные ворота (Wumen высота 35 м), в которых есть пять проходов - три централь­ных и два боковых.

Центральный проход предна­значался исключительно для импе­ратора. Раз в жизни (в день свадь­бы ) им могла пройти императри­ца, а в день проведения император­ских экзаменов - три их главных участника. Чиновники и военные входили через восточный проход, члены императорской семьи - че­рез западный. На крыше ворот по­строены башни Колокола и Бара­бана. Когда император отправлял­ся молиться в храм Неба, звонили в колокола, а когда шел молиться в Храм предков, били в барабаны, а во время важных церемоний и ко­локола звонили, и барабаны били. При династии Мин в 15-й день пер­вого лунного месяца (Праздник фонарей) на воротах вывешивали фонари. Это означало, что всех чиновников пригласили во дворец на банкет, а горожане могут при­йти к воротам, чтобы полюбовать­ся фонарями. Когда императоры династий Мин и Цин устраивали праздники в честь военных побед, через Полуденные ворота проводи­ли военнопленных. Провинивших­ся чиновников публично наказыва­ли тоже здесь, у ворот.

За Полуденными воротами про­текает канал Золотая вода - че­рез него перекинуто пять мрамор­ных мостов, которые символизиру­ют пять конфуцианских добродете­лей: благожелательность, справед­ливость, пристойность, мудрость и честь.

За каналом, через площадь сто­ит главное сооружение Запретного города и самое большое деревянное здание в Китае - тронный зал Выс­шей гармонии (Тайхэдянь, вы­сота 35 м, длина 64 м, ширина 33 м). Вход в него охраняют бронзовые лев и львица. Лев играет с цветным шелковым шаром - символом веч­ной власти императора, а львица за­бавляется со львенком.

В зале Высшей гармонии прохо­дили самые важные церемонии им­перии: коронации, приемы по слу­чаю зимнего солнцестояния, лунного Нового года, дня рождения импе­ратора, отсюда провожали армии на войну. При династии Мин импера­тор по утрам проводил здесь встре­чи с чиновниками. Он восседал на Драконьем кресле (троне), а чи­новники стояли по обеим сторонам: гражданские с восточной стороны, военные - с западной.

Трон сделан из сандалового де­рева и стоит в окружении шести по­крытых золотым лаком колонн, на каждой из которых изображен дра­кон, резвящийся в облаках. В цент­ре потолка, который поддерживают 72 колонны, находится вогнутое зеркало, на нем резной дракон, иг­рающий с жемчужинами. Обратите внимание на плиты, выстилающие пол тронного зала, - их называют «золотыми».

За залом Высшей гармонии рас­положен небольшой квадратный зал Срединной гармонии, где император отдыхал перед церемо­ниями и планировал с министром обрядов их проведение. Зал венчает позолоченный шпиль. Это не толь­ко декоративное украшение, шпиль соединяет вместе четыре деревян­ные балки, поддерживающие крышу.

Третий и последний из главных залов внешнего двора называется зал Сохранения гармонии. Ежегодно в канун лунного Нового года и в Праздник фонарей импера­тор устраивал здесь прием в честь наместников Синьцзяна и Монголии и других важных чиновников. Перед тем как выдать замуж дочь, власти­тель приглашал на банкет в зал Со­хранения гармонии чиновников, же­ниха, его родителей и родню.

Позади зала Сохранения гармо­нии в центре лестницы находится са­мая большая в Запретном городе композиция (длина 16,57 м, ширина 3,07 м, вес 250 т), вырезанная из ка­менного монолита. На ней изображе­ны девять драконов, летающих в об­лаках и играющих с жемчужинами.

Внутренний двор начинается с ворот Небесной чистоты, где императоры выслушивали доклады чиновников и принимали по ним ре­шения, причем властители дина­стии Мин работали каждый день, а Цины - лишь раз в месяц.

За воротами располагается дво­рец Небесной чистоты, в кото­ром жили и занимались государ­ственными делами императоры ди­настий Мин и Цин. Здесь они при­нимали иностранных послов. В главном зале на стене противопо­ложной входу вывешена табличка с четырьмя китайскими иероглифа­ми, означающими «Справедливость и ясность». Ее установил импера­тор Канси (Шэн-цзу, правил 1662-1723), он же и начертал иеро­глифы, скопировав почерк отца, ос­новавшего династию Цин.

Таблички, подобные этой, игра­ли определяющую роль в судьбе пинских императоров. В Китае не существовало правила наследова­ния трона старшим сыном. Имя на­следника называл император. Точ­нее, не называл, а записывал на двух табличках, которые затем клал в две разные шкатулки. Одна хранилась у императора, другая - во дворце Небесной чистоты. После смерти владыки евнухи сверяли имена в шкатулках, и если они сов­падали, то избранный становился императором, а его братья не могли оспорить трон.

Зал Объединения и мира (Jiaotaidian) находится между двор­цом Небесной чистоты, где жил им­ператор, и дворцом Земного спо­койствия, где жила императрица, и символизирует их союз. В этом зале императрицу поздравляли с днем рождения и Новым годом все на­ложницы, принцессы и служанки. Здесь же в больших коробках по обеим сторонам от трона хранились 25 императорских печатей (сегодня печати находятся в Сокровищнице). Справа от трона стоят большие ча­сы с колокольным боем, сделанные при династии Цин (высота 5,8 м). С левой стороны - водяные часы (в Древней Греции подобный механизм назывался клепсидрой). Обратите внимание на изображения драконов и фениксов на внешних стенах зала, они также отображают идею союза императора и его жены: дракон - символ мужского начала, феникс - женского.

Резиденция императрицы - дво­рец Земного спокойствия, пе­рестроен в маньчжурском стиле при императоре Шуньчзи (Шицзу, пра­вил 1644-1661). Вход его обращен к востоку, а окна с внешней стороны оклеены бумагой. В восточном зале Сердечности проходили свадебные церемонии императоров Канси (Шэн-цзу), Тунчжи (Му-цзун, пра­вил 1862-1875), Гуансюя (Дэ-цзун, правил 1875-1909) и Сюаньтуна (Пу И, правил 1909-1911). В ин­терьере воссоздана обстановка бра­косочетания императора Гуансюя. В южной части зала стоят два кана (популярная в Северном Китае ши­рокая кровать-лежанка, подогрева­емая теплым воздухом от печей), покрытых покрывалами с вышиты­ми на них иероглифами «двойное счастье» и изображениями играю­щих детей - напутственное пожела­ние плодовитости. Обычно молодо­жены проводили в этой комнате только первые две ночи совместной жизни, а с третьего дня начинали жить каждый в своем дворце.

С 1644 по 1911 г. во дворце Зем­ного спокойствия дважды в день от­правлялись шаманские обряды в со­ответствии с религиозными верова­ниями маньчжуров, которые правили Китаем под именем династии Цин.

Ворота Земного спокойствия ведут в императорский сад, где императоры и императрицы от­дыхали и развлекались. Сад неболь­шой, но уютный, сохранилось мно­го старых кипарисов, декоративных каменных горок, построены бесед­ки и павильоны.

Осмотрев сад, покинем Запрет­ный город через северные ворота Военной доблести [И]. Императо­ры вступали через эти ворота в свою резиденцию, только когда воз­вращались из Летнего дворца. В ос­тальное время их использовали на­ложницы и родственники монарха, сопровождавшие наложниц.