(Gugong, Zijin Cheng)
К северу от площади Тяньаньмэнь, м. Tiananmen Dong,
Авт. № 1, 2,10,20,101,120,
Трол. № 103, 109,
Ежедн. 16 апр.-15 окт., 8.30-17.00 (последний билет 16.00), 16 окт.-15 мая, 8.30-16.30 (последний билет 15.30), 60 RMB (16 апр.-15 окт.), 40 RMB (16 окт.-15 апр.), дети ростом до 1,2 м бесплатно, 8 марта женщинам скидка 50%, 1 июня дети до 14 лет бесплатно, одному сопровождающему взрослому скидка 50%; аудиогид (есть на рус. яз.) 40 RMB, залог 100 RMB.
Самый большой дворцовый комплекс в мире, включенный ЮНЕСКО в Список всемирного наследия в 1987 г., называется Запретным городом потому, что в период императорского правления на его территории кроме монарха и его семьи могли находиться только евнухи, наложницы, охранники и слуги. Простым людям запрещалось преступать его границы без приглашения.
Возведение дворца началось в 1406 г. по приказу императора Чэн-цзу (Юнлэ), который, узурпировав трон, решил перенести столицу из Нанкина в Пекин. В течение 14 лет на строительстве работало 100 тыс. мастеров и почти миллион рабочих. Император и двор переехали в новый дворец в 1421 г., отсюда Поднебесной правили 24 императора (14 императоров династии Мин и 10 - династии Цин). Последний император Пу И покинул резиденцию в 1924 г., на следующий год дворец стал музеем. Каждый год его посещают более 7 млн туристов.
Запретный город представляет собой прямоугольник (длина 960 м, ширина 750 м, площадь 72 тыс. м2) вытянутый с юга на север. В него ведут несколько ворот. На юге расположены Полуденные (Медианные) ворота, на севере - Ворота военной доблести, на западе - западные Цветочные ворота, на востоке - восточные Цветочные ворота. Дворец окружает ров (длина 3800 м, ширина 52 м), по углам стены построены четыре изящные башенки. В Запретном городе сохранилось более 8700 комнат, симметрично расположенных относительно центральной оси север-юг. При планировке комплекса были учтены все требования фэн-шуй, вот почему большинство сооружений построены из дерева и покрыты желтой черепицей.
Внимание! Курение на территории строго запрещено.
Если посмотреть на Запретный город с высоты Угольной горки - любимого парка императора и его семьи, то видишь только желтые крыши и красные стены. Желтый и красный не случайно стали главными цветами дворца императора. В древнем Китае красный цвет означал торжественность, богатство и почтение. Красные дворцы начали строить еще при императорах династии Цинь. Желтый - самый чистый из всех известных цветов, цвет земли - самого важного из пяти первоэлементов. Земля обозначает центр мироздания, а ее цвет символизирует наивысшее положение, которое мог на планете занимать только император. Именно поэтому крыши Запретного города желтые, и не просто желтые, а набранные из желтой черепицы - по сути дела из желтой земли. Однако есть в Запретном городе здание не с желтой, а с черной крышей - Вэньюаньге, Императорская библиотека. Черный - цвет воды, побеждающей огонь, поэтому черная крыша книгохранилища должна была защитить манускрипты и инкунабулы от пожара. Важную роль в символике дворца играют числа. Девятка считается императорским числом не случайно. Оно обладает самым большим значением в числовом ряду перед переходом через десяток. Так и император - первая величина материального мира после Неба, число которого - десять. Кроме того, девять (цзю) по-китайски звучит очень похоже на слово «вечный». В Запретном городе девятку можно встретить буквально на каждом шагу. Сосчитайте, например, число золотых заклепок на дверях императорских покоев. По горизонтали - девять, по вертикали - девять, по диагонали - тоже девять. А знаете, сколько в Императорском дворце должно было быть комнат? Девять тысяч девятьсот девяносто девять с половиной! И вот почему. Император Юнлэ очень хотел, чтобы во дворце было десять тысяч комнат, но стоило властителю дать архитекторам задание на проектирование, как во сне ему явился разгневанный Нефритовый император. В его небесном дворце ровно 10 тысяч комнат! Построить столько же для человека, пусть и императора, нельзя. Не могут смертные при жизни преступать границу, отделяющую девятку от десятки, землю от Небес. Наутро Юнлэ сообщил архитекторам, что в Запретном городе должно быть 9999,5 комнаты. По завершении строительства император полдня осматривал новый дом, а потом спросил: так сколько же здесь комнат? «Девять тысяч девятьсот девяносто девять с половиной». «Ну, а где же половинка?» «Ею считается небольшая комнатушка на первом этаже дворца Вэньюаньге», - уверенно ответил сановник Лю Бовэнь. Чиновник сильно рисковал. На самом деле комнат в Императорском дворце было меньше. Сегодня в Запретном городе 980 дворцовых сооружений, а в них 8728 комнат. Знаменитая «половина комнаты» действительно находится в Императорской библиотеке. В западной части здания расстояние между колоннами равняется полутора метрам, тогда как обычно оно составляло 3 м. Поэтому комнату и назвали половинной.
Существует несколько маршрутов осмотра Запретного города: центральный, восточный и западный. Пройдем по центральному маршруту, проложенному от Полуденных ворот до ворот Военной доблести.
Протянувшаяся с востока на запад улица на уровне Зала сохранения гармонии делит дворец на внешний и внутренний дворы. Во внешнем дворе, включающем Полуденные ворота, мост над Золотой водой, зал Высшей гармонии, зал Срединной гармонии и зал Сохранения гармонии, проходили важные церемонии. Внутренний двор простирается от ворот Небесной чистоты через дворец Небесной чистоты, зал Объединения и мира, дворец Земного спокойствия и императорский сад к воротам Военной доблести.
Южный вход во дворец охраняют Полуденные ворота (Wumen высота 35 м), в которых есть пять проходов - три центральных и два боковых.
Центральный проход предназначался исключительно для императора. Раз в жизни (в день свадьбы ) им могла пройти императрица, а в день проведения императорских экзаменов - три их главных участника. Чиновники и военные входили через восточный проход, члены императорской семьи - через западный. На крыше ворот построены башни Колокола и Барабана. Когда император отправлялся молиться в храм Неба, звонили в колокола, а когда шел молиться в Храм предков, били в барабаны, а во время важных церемоний и колокола звонили, и барабаны били. При династии Мин в 15-й день первого лунного месяца (Праздник фонарей) на воротах вывешивали фонари. Это означало, что всех чиновников пригласили во дворец на банкет, а горожане могут прийти к воротам, чтобы полюбоваться фонарями. Когда императоры династий Мин и Цин устраивали праздники в честь военных побед, через Полуденные ворота проводили военнопленных. Провинившихся чиновников публично наказывали тоже здесь, у ворот.
За Полуденными воротами протекает канал Золотая вода - через него перекинуто пять мраморных мостов, которые символизируют пять конфуцианских добродетелей: благожелательность, справедливость, пристойность, мудрость и честь.
За каналом, через площадь стоит главное сооружение Запретного города и самое большое деревянное здание в Китае - тронный зал Высшей гармонии (Тайхэдянь, высота 35 м, длина 64 м, ширина 33 м). Вход в него охраняют бронзовые лев и львица. Лев играет с цветным шелковым шаром - символом вечной власти императора, а львица забавляется со львенком.
В зале Высшей гармонии проходили самые важные церемонии империи: коронации, приемы по случаю зимнего солнцестояния, лунного Нового года, дня рождения императора, отсюда провожали армии на войну. При династии Мин император по утрам проводил здесь встречи с чиновниками. Он восседал на Драконьем кресле (троне), а чиновники стояли по обеим сторонам: гражданские с восточной стороны, военные - с западной.
Трон сделан из сандалового дерева и стоит в окружении шести покрытых золотым лаком колонн, на каждой из которых изображен дракон, резвящийся в облаках. В центре потолка, который поддерживают 72 колонны, находится вогнутое зеркало, на нем резной дракон, играющий с жемчужинами. Обратите внимание на плиты, выстилающие пол тронного зала, - их называют «золотыми».
За залом Высшей гармонии расположен небольшой квадратный зал Срединной гармонии, где император отдыхал перед церемониями и планировал с министром обрядов их проведение. Зал венчает позолоченный шпиль. Это не только декоративное украшение, шпиль соединяет вместе четыре деревянные балки, поддерживающие крышу.
Третий и последний из главных залов внешнего двора называется зал Сохранения гармонии. Ежегодно в канун лунного Нового года и в Праздник фонарей император устраивал здесь прием в честь наместников Синьцзяна и Монголии и других важных чиновников. Перед тем как выдать замуж дочь, властитель приглашал на банкет в зал Сохранения гармонии чиновников, жениха, его родителей и родню.
Позади зала Сохранения гармонии в центре лестницы находится самая большая в Запретном городе композиция (длина 16,57 м, ширина 3,07 м, вес 250 т), вырезанная из каменного монолита. На ней изображены девять драконов, летающих в облаках и играющих с жемчужинами.
Внутренний двор начинается с ворот Небесной чистоты, где императоры выслушивали доклады чиновников и принимали по ним решения, причем властители династии Мин работали каждый день, а Цины - лишь раз в месяц.
За воротами располагается дворец Небесной чистоты, в котором жили и занимались государственными делами императоры династий Мин и Цин. Здесь они принимали иностранных послов. В главном зале на стене противоположной входу вывешена табличка с четырьмя китайскими иероглифами, означающими «Справедливость и ясность». Ее установил император Канси (Шэн-цзу, правил 1662-1723), он же и начертал иероглифы, скопировав почерк отца, основавшего династию Цин.
Таблички, подобные этой, играли определяющую роль в судьбе пинских императоров. В Китае не существовало правила наследования трона старшим сыном. Имя наследника называл император. Точнее, не называл, а записывал на двух табличках, которые затем клал в две разные шкатулки. Одна хранилась у императора, другая - во дворце Небесной чистоты. После смерти владыки евнухи сверяли имена в шкатулках, и если они совпадали, то избранный становился императором, а его братья не могли оспорить трон.
Зал Объединения и мира (Jiaotaidian) находится между дворцом Небесной чистоты, где жил император, и дворцом Земного спокойствия, где жила императрица, и символизирует их союз. В этом зале императрицу поздравляли с днем рождения и Новым годом все наложницы, принцессы и служанки. Здесь же в больших коробках по обеим сторонам от трона хранились 25 императорских печатей (сегодня печати находятся в Сокровищнице). Справа от трона стоят большие часы с колокольным боем, сделанные при династии Цин (высота 5,8 м). С левой стороны - водяные часы (в Древней Греции подобный механизм назывался клепсидрой). Обратите внимание на изображения драконов и фениксов на внешних стенах зала, они также отображают идею союза императора и его жены: дракон - символ мужского начала, феникс - женского.
Резиденция императрицы - дворец Земного спокойствия, перестроен в маньчжурском стиле при императоре Шуньчзи (Шицзу, правил 1644-1661). Вход его обращен к востоку, а окна с внешней стороны оклеены бумагой. В восточном зале Сердечности проходили свадебные церемонии императоров Канси (Шэн-цзу), Тунчжи (Му-цзун, правил 1862-1875), Гуансюя (Дэ-цзун, правил 1875-1909) и Сюаньтуна (Пу И, правил 1909-1911). В интерьере воссоздана обстановка бракосочетания императора Гуансюя. В южной части зала стоят два кана (популярная в Северном Китае широкая кровать-лежанка, подогреваемая теплым воздухом от печей), покрытых покрывалами с вышитыми на них иероглифами «двойное счастье» и изображениями играющих детей - напутственное пожелание плодовитости. Обычно молодожены проводили в этой комнате только первые две ночи совместной жизни, а с третьего дня начинали жить каждый в своем дворце.
С 1644 по 1911 г. во дворце Земного спокойствия дважды в день отправлялись шаманские обряды в соответствии с религиозными верованиями маньчжуров, которые правили Китаем под именем династии Цин.
Ворота Земного спокойствия ведут в императорский сад, где императоры и императрицы отдыхали и развлекались. Сад небольшой, но уютный, сохранилось много старых кипарисов, декоративных каменных горок, построены беседки и павильоны.
Осмотрев сад, покинем Запретный город через северные ворота Военной доблести [И]. Императоры вступали через эти ворота в свою резиденцию, только когда возвращались из Летнего дворца. В остальное время их использовали наложницы и родственники монарха, сопровождавшие наложниц.