Автобус и троллейбус - самый народный и популярный вид транспорта. Огромное количество маршрутов проходят через все уголки города. Обратная сторона народной любви: скученность, давка, карманники. В часы пик (7.00-9.00, 16.30-18.00) машины берут штурмом.
Иностранцам пользоваться автобусом и троллейбусом достаточно сложно: все указатели, пояснения и объявления остановок только на китайском.
Машины выходят на линии ежедн. с 5.30, почти половина маршрутов заканчивает работу в 20.30, остальные - в 23.00, ночные автобусы ежедн. 22.00-5.00.
Автобусы маршрутов № 1-100 ходят в пределах третьего транспортного кольца; № 200-212 - в ночное время; № 300-399 ездят в пригородах; № 400-499 связывают центр и пригороды; № 600-799 курсируют по жилым кварталам; некоторые автобусы маршрутов № 800-899 отапливаются зимой и кондиционируются летом; автобусы, номера которых начинаются с 900, - междугородные.
На каждой остановке установлены щиты, на которых указаны: номер автобуса, название остановки (на кит. и англ. яз.), начальная и конечная остановки маршрута (на кит. и англ. яз.), время начала и окончания движения, все остановки маршрута (только на кит. яз.).
Стоимость одной поездки на обычном автобусе/троллейбусе от 1 RMB, цена возрастает в зависимости от расстояния. Стоимость поездки на ночном/кондиционированном автобусе от 2 RMB. В большинстве автобусов/троллейбусов билеты нужно покупать у кондуктора. Билет необходимо сохранять до конца поездки, кондуктор проверяет перед выходом. В некоторых автобусах вход только через переднюю дверь, оплату за проезд нужно опускать в специальный ящик рядом с водителем (сдачу не дают) и отрывать билет. В таких автобусах билеты на выходе не проверяют.
Метро и легкое метро - быстрый и надежный вид городского транспорта. Пекинское метро начали прокладывать в 1966 г., когда отношения между КНР и СССР переживали не лучшие времена, поэтому обошлись собственными силами без советской помощи. Построили за три года, но до 1977 г. пользоваться подземкой разрешали только партийным функционерам и государственным служащим. Линии проложили слишком близко от секретных подземных оборонных объектов.
Метро построено открытым методом, линии и станции неглубокого залегания. Проектом эскалаторы не предусмотрены, платформы оформлены аскетично. В последние годы произошли позитивные изменения: на многих выходах смонтировали эскалаторы на подъем, центральные и самые близкие к главным достопримечательностям станции облицовали натуральным камнем.
Помимо названия у каждой станции есть трехзначный номер. Первая цифра обозначает линию, две другие порядковый номер станции на линии. Названия станций объявляют на китайском и английском языках. На платформах установлены щиты с указанием времени поездки до каждой станции на данной линии.
Заблудиться в Пекинском метро очень трудно, поскольку линий мало. Все выходы со станций маркированы латинскими буквами. На каждой платформе установлены 2-3 щита с общей картой Пекина и картой близлежащего района (на кит. яз.), и указателями с перечислением основных сооружений, которые находятся у выходов метро (на кит. и англ. яз.).
Пекинское метро вполне безопасно - кроме давки в часы-пик других угроз здоровью нет. Тем не менее будьте внимательны: карманников в метро значительно меньше, чем в автобусах, но они есть. В вагонах часто ходят нищие - как правило, увечные поют песни и просят милостыню. Давать или нет - каждый решает сам. По отношению к иностранцам они не агрессивны.
Линия № 1 проходит под центральной транспортной артерией Пекина - Chang'an Ле, пересекающей город с востока на запад. Две пересадочные станции на линию № 2: Jianguomen (Цзянгомэнь) и Fuxingmen (Фусинмэнь).
Линия № 2 - кольцевая, проходит вдоль бывшей городской стены и под вторым транспортным кольцом.
Легкое метро
Эстакадное метро построили несколько лет назад.
Линия № 13 идет через северные пригороды Пекина, две пересадочные станции на линию метро № 2: Xizhimen (Сичжимэнь) и Dongzhimen (Дунчжимэнь).
Линия Batong (Батун) соединяет с центром города восточные пригороды, две пересадочные станции на линию метро № 1: Sihui (Сыхуэй) и Sihui Dong (Сыхуэй Восточная).
Стоимость проезда и приобретение билетов
Легкое метро линия Batong: 2 RMB.
Остальные линии метро и легкого метро: 3 RMB.
Комбинированный билет метро/легкое метро: 5 RMB
Билеты нужно покупать в кассе на станции на каждую поездку, на разных линиях метро билеты разного цвета. Иностранцы, приезжающие в Пекин по туристическим визам, приобрести проездные билеты не могут.