Русское православие в Китае

 

История русского православия в Китае началась со взятия китайцами крепости Албазин, ос­нованной в 1651 г. на левом берегу Амура. В 1685 г. после непродол­жительной осады русские сдали крепость, получив гарантии свободного выхода всех уцелевших защитников. Император Канси, опасаясь обвинений в развязыва­нии войны, приказал обращаться с 5 пленными казаками мягко и пред­ложил им либо вернуться в Якутск или Нерчинск, либо поступить к I нему в подданство. Сорок пять человек (буряты, калмыки и потомки смешанных браков), среди которых были и женщины с детьми, решили переселиться в Китай. В Пекине бывших подданных русского царя причислили к потомственному военному сословию, предоставили им жилье и помещение под часовню. Албазинцы при­везли с собой икону св. Николая и другую церковную утварь из раз­рушенного Воскресенского храма. Вместе с казаками в Китай приехал священник - о. Максим.

В 1716 г. в Пекин прибыла первая российская духовная миссия. Воз­главил ее архимандрит Илларион (Лежайский). Для размещения миссии императорский двор выде­лил место на посольском дворе, где вскоре построили храм во имя Сретения Господня, в который пе­ренесли албазинскую икону. В от­личие от католических, русские миссионеры не занимались обра­щением китайцев в православие, их главной задачей было поддержание веры среди албазинцев, выполне­ние дипломатических поручений русского правительства и оказание помощи русским торговым карава­нам. К 1860 г. в Пекине проживало всего 200 православных. В 1864 г. было открыто Посоль­ство России, члены духовной мис­сии начали заниматься переводами богослужебной литературы на ки­тайский язык.

Русская православная церковь бы­ла весьма активна в Маньчжурии со времени начала строительства КВЖД. Службы в Харбине стали проводиться весной 1899 г. - к то­му времени в городе проживало 14 тыс. россиян. Позже православные священники отправились в Далянь. Телин, Инкоу, Хайлар, Цицикар. В Маньчжурии получили распро­странение особые храмы - церкви-школы, где шло образование де­тей, проводились нравственные бе­седы со взрослыми, действовали библиотеки.

Во время Боксерского восстания 1900 г. было убито немало право­славных. В 1902 г. 222 китайских мученика были причислены к лику местночтимых святых. В том же году миссия развернула бурную хозяйственную деятельность: по­строили церкви, здания для духо­венства, женский монастырь, две школы. Особую гордость состав­ляла пасека, которая давала почти 80 пудов меда в год. В начале XX в. в Китае было уже 32 право­славных храма и 6 тыс. прихожан. Во время Русско-японской войны было основано Братство право­славной церкви в Китае, важней­шей задачей которого стало оказа­ние помощи раненым. После 1917 г. на территории ду­ховной миссии нашли приют мно­гие русские, бежавшие от больше­виков, были построены приюты, типографии и столовые для право­славных.

С апреля 1920 г. в Пекине, в скле­пе часовни Серафима Саровского, покоились останки алапаевских мучеников: Великой княгини Ели­заветы Федоровны, Великого кня­зя Сергея Михайловича, князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, графа В.П. Па­лей, Ф.С. Ремеза и сестры Варва­ры Яковлевой, казненных летом 1918 г. В 1921 г. прах Елизаветы Федоровны перевезли в Иеруса­лим, место пребывания других ос­танков неизвестно, но многие уве­рены, что они захоронены где-то в Пекине. Самое вероятное место -поле для гольфа, разбитое на мес­те часовни.

К 1949 г. на всей территории Ки­тая действовали 106 православных храмов, располагавшихся в Шан­хае, Ухани, Синьцзяне. В 1954 г. духовную миссию за­крыли, но в стране оставалось 10 тыс. православных христиан. Сегодня в Пекине не осталось ни одной действующей русской цер­кви (сохранились лишь некото­рые здания),а у Русской право­славной церкви нет официального статуса.

Отец Иакннф

Никита Яковлевич Бичурин (1777-1853) вошел в историю как китаевед отец Иакинф. В юности он и его двоюродный брат влюбились в одну девушку. Реши­ли, что тот, кого она не выберет себе в мужья, уйдет в монахи. По­стриг выпал Никите. Способный к богословию, он быстро дорос до сана архимандрита и стал ректо­ром Иркутской семинарии. Не случайно в 1806 г. Бичурин был назначен главой русской ду­ховной миссии в Пекине. Чтобы общаться с пекинцами всех нацио­нальностей, монах выучил китай­ский, маньчжурский, монгольский, тибетский и корейский языки. Европейцам не разрешалось само­стоятельно передвигаться по горо­ду, но о. Иакинф, пользуясь своей монголоидной внешностью, запрет нарушал, обходил рынки, расспра­шивал торговцев и так составил словарь объемом 10 000 иерогли­фов. Переодетым в китайское платье, он измерил шагами весь Пекин и создал первую карту сто­лицы Китая. Бичурин собрал столько книг и документов, что их везли в Россию на 15 верблюдах. Любознательный архимандрит уго­щал вином любого, кто желал ему что-нибудь рассказать, да так щед­ро, что чиновники китайской Пала­ты внешних сношений уговаривали православных не губить себя ви­ном и даже повесили на воротах миссии указ: «Пусть порочные лю­ди не заходят сюда». Порочным се­бя никто не считал, застолье про­должалось. Наконец, в 1821 г. сту­дент миссии допился до безумия и отравился. Иакинфа лишили сана и сослали в Валаамский монастырь. Три года он провел в заточении. В 1826 г. чиновник восточного департамента МИДа П.Л. Шиллинг (изобретатель телеграфа) посетил Валаам и заметил монаха, разгова­ривающего с самим собой по-китай­ски. Шиллинг добился перевода о. Иакинфа в Александро-Невскую лавру. Там Бичурин написал свои главные труды: «Описание Пекина», «Китай, его жители, нравы, обычаи и просвещение», «Статистическое описание Китайской империи», стал членом-корреспондентом Академии наук и получил мировое признание. Бичурин первым высказал мысль о самобытности китайцев, кото­рых считали выходцами из Египта или Вавилона. Отец Иакинф со­ставил первое русское описание Тибета и подарил его А.С. Пушки­ну. Рассказы о Китае произвели на Александра Сергеевича такое впе­чатление, что поэт даже просил МИД командировать его в Пекин. Бичурин до конца жизни тяготился вынужденным монашеством. Из науч­ной экспедиции по Восточной Сибири ученый привез якутку, жившую у него под видом келейника; в Пекине он то­же вел далеко не монашескую жизнь. Однако из его страстей самой сильной была жажда знаний. Он желал знать все, абсолютно все. Отец Иакинф скончался 11 мая 1853 г. и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. На па­мятнике великому китаеведу написа­но: «Иакинф Бичурин», а чуть ниже иероглифами: «Постоянно прилежно трудился над увековечившими славу историческими трудами».