Религия в Китае

 

Говоря о религии в Китае, необхо­димо отметить ее специфику - от­сутствие как такового понятия Бо­га. С давних времен китайцы по­клонялись духам, считая их необходимой частью мироздания. При этом не выделяя среди них главно­го. Даосизм, конфуцианство и дру­гие традиционные китайские шко­лы нельзя назвать религиями – это скорее нравственно-философские учения или практики, позволяющие человеку гармонизировать свои взаимоотношения с обществом, го­сударством и природой. Идея же единого Господа-Бога, Творца всего сущего пришла в Китай вместе с христианством в VII в.

Огромное влияние на Китай оказал и продолжает оказывать буддизм, принесенный индийскими монахами в I в. Однако их учение не смогло, да и не могло, сохраниться в первозданном виде.

Для Китая характерно смеше­ние различных философских уче­ний и религиозных воззрений - в одном и том же святилище могут воздаваться почести Лао-цзы, Конфуцию и Будде. Все они, в по­нимании китайцев, не только ис­торические личности, но и духи, близкие и понятные, такие же обитатели подлунного мира, как и человек с присущими ему слабос­тями.

Многие иностранцы, приезжав­шие в Китай в начале XIX в., отме­чали удивительное китайское безве­рие: «в городах люди ни во что не верят, а в деревнях верят во все». Это и поныне так: на всякий случай китайцы молятся всем духам, идо­лам, божествам и Богу, ставят свечи (или ароматные палочки) во всех местах отправления религиозного культа, но надеются только на себя.

Начиная с 1949 г. официальной «религией» КНР стал атеизм, но по­следние лет 20 ни во что не верить по­ложено только 63 млн членов КПК.

Официально в Китае более 100 млн верующих и более 100 тыс. культовых сооружений (свя­тилища, церкви, костелы, мечети, храмы), около 300 тыс. служите­лей культа, более 3 тыс. религи­озных организаций. В стране дей­ствуют 76 духовных учебных за­ведений.

Наиболее распространенными религиями в Китае считаются буддизм, ислам и традиционные ки­тайские учения - конфуцианство и даосизм. В стране есть последова­тели шаманизма, православия, ка­толицизма, протестантизма и балийского буддизма.

Вероисповедание во многом определяется национальной при­надлежностью. Хуэйцы, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунгане, салары и баоаньцы исповедуют ислам. Тибетцы, монголы, лобайцы, мэньбайцы, туйцы и юйгуры исповедуют тибет­ский буддизм школы гелук (школа желтых шапок). Дайцы, буланы и дэане - приверженцы буддизма тхе-равады (одна из главных колесниц буддизма). Среди мяочан, яотян и иян не­мало католиков и протестантов. Среди ханьцев есть буддисты (махаяна, школа чань), протестан­ты, католики и даосы.

Даосизм как философское уче­ние возник и начал развиваться примерно в VI - V вв. до н.э. До его появления в Китае конечно же су­ществовали какие-то религиозно-философские представления об окружающем мире, его происхож­дении и гармонии в нем, достигав­шейся равновесием между женским и мужским началом. Существовала вера в Высшую силу, часто отож­дествляемую с Небом. Однако в пе­риод Воюющих Царств, когда стра­на перестала быть единым целым, старые верования оказались бесполезными для понимания рушащего­ся и быстро изменяющегося мира. Как раз в этот период возникло но­вое духовное учение - даосизм.

Основал его философ Лао-цзы, а его трактат «Дао-дэ цзин» («Кни­га о Дао и Дэ») стал каноном. Дао (Путь) - то, из чего все произо­шло - небо, земля и вся Вселенная, оно сохраняет гармонию в мире. Дэ (благодать) - воздействует на ве­щи, способствуя их росту и созре­ванию. В «Дао-дэ цзин» большое внимание уделяется нравственнос­ти, закладываются этические нор­мы, которые должны вести челове­ка к благу.

Обладая невероятной гиб­костью, даосизм постепенно вобрал в себя частицы древних китайских верований - мир Пути вновь напол­нился божествами и духами. С при­ходом в Китай буддизма даосизм воспринял и его черты.

Сегодня в стране более 1500 да­осских храмов и монастырей. Мис­тическая составляющая даосского учения в настоящее время почти ис­чезла. Зато осталась техническая сторона - традиционные боевые ис­кусства и другие методики поддер­жания здорового образа жизни.

Конфуцианство, одно из самых старых китайских духовных учений, сформировалось в сер. I тыс до н. э., примерно в одно время с даосизмом. В отличие от последнего, в основе конфуцианства лежат социально-политические идеи, зародившиеся задолго до Конфуция (Кун Фу-цзы), жившего в 551^79 гг. до н.э. Сам же Конфуций стремился сформировать иной нравственный облик человека, рассуждал о человеколюбии и нор­мах поведения. Конфуций называл весь Китай «одной семьей», а пото­му переносил нормы поведения в семье на правила поведения в госу­дарстве. Он приводил те качества, которыми должен обладать каж­дый - преданность, гуманность, ис­кренность, почитание старших (в том числе и начальников), забота о младших. Постепенно эти простые истины стали основой мощной властной доктрины.

При династии Хань конфуциан­ство приобрело статус официаль­ной государственной идеологии -знание учения Конфуция было обя­зательным условием для всех чи­новников (практика сохранялась до 1911 г.). В VII-VIII вв. по всей стра­не возводились храмы Конфуция, а при династии Сун главный труд философа-социолога «Лунь-юй» («Беседы и суждения») стал осно­вой обучения во всех школах.

Сегодня в стране возрождается интерес к учению Конфуция - хотя на самом деле он никогда не исче­зал. Именем его называют школы, которые китайское правительство открывает за рубежом для изучения китайского языка, литературы и культуры.

Буддизм пришел в Китай при­мерно в I в. В IV в. началось его по­всеместное распространение, и вскоре путь к спасению стал самой влиятельной религией страны. Проникновение буддизма происхо­дило по Великому шелковому пути, а его первыми проповедниками бы­ли монахи из Индии и Средней Азии. Со II в. н.э. самым значимым буддистским центром Китая стал Лоян (Baima Si, Храм Белой Лоша­ди) в провинции Хэнань.

Знаменитый китайский монах Сюань Цзан в 627 г. отправился из г. Чанъаня в Индию. Его паломниче­ство продолжалось 17 лет, он вер­нулся домой со списками множест­ва сутр, переведенных на китай­ский. Поход Сюань Цзана описан в знаменитом и до сих пор очень по­пулярном эпосе «Путешествие на Запад».

Со временем в Китае возникло восемь буддистских школ: трех трактатов (sanlunzong), дармалак-сана (faxingzong), аватамсака (huayanzong), винайя (luzong), тяньтай (tiantaizong), тантрическая (mizong), чистой земли (jingtuzong) и школа чань (chanzong), которая в мире больше известна по своему японскому названию - дзен (zen).

Китайский буддизм почти пол­ностью утратил индийские корни и на протяжении столетий оказывал огромное влияние на политику, эко­номику, культуру и общество. Его популярность объясняется тем, что он предоставлял каждому возмож­ность индивидуального спасения, утверждая тем самым ценность об­особленной личности. Конфуциан­ство, напротив, рассматривало че­ловека как неотделимую часть семьи, общества, государства.

До того как буддизм пришел в Тибет в VII-VIII вв. из Центрально­го Китая и Непала, там практикова­ли политеистическую религию бон. Во времена династии Тан китайская принцесса Вэньчэн вышла замуж за царя тибетского государства Тубо Сронцзангамбо и открыла язычни­кам Четыре благородные истины. Индийский монах Падмасамбхава соединил тантризм (религиозно-философское учение древней Ин­дии) с религией бон - так родился особенный тибетский буддизм, ко­торый также называют ламаизм (монахов в этой религии называют ламами). Впоследствии ламаизм получил распространение и во Внутренней Монголии. Сегодня в Китае в общей сложности около 13 тыс. буддистских храмов и мо­настырей.

Ислам проник в Китай пример­но в сер. VII в. по Великому шелко­вому пути. Непрекращающиеся войны, разорявшие Китай во время правления династии Сун, останови­ли торговлю на сухопутном Шелко­вом пути. Так родился Морской шелковый путь, который вел из ки­тайских портов сначала в города Юго-Восточной Азии, а потом в арабские земли. До сих пор в горо­дах Гуанчжоу, Цюйаньчжоу, Ханч-жоу и Янчжоу сохранились мечети, построенные в ту эпоху.

Ислам распространился в Китае во времена династии Тан, когда для подавления крестьянских восста­ний императоры нанимали араб­ских солдат, многие из которых по­том остались в стране. В эпоху ди­настии Юань вера получила особен­но широкое распространение: с монголами, потомками Чингисхана, которые правили Китаем под име­нем этой династии, в страну прибы­ло много мусульман-мигрантов из Центральной и Западной Азии. Впоследствии они превратились в национальность хуэй, по сей день исповедующую ислам.

После X в. практически все на­циональные меньшинства северо-запада страны: уйгуры, казахи, та­тары, киргизы, таджики, узбеки, салары, баоань постепенно стали мусульманами.

Большинство китайских му­сульман сунниты. В стране дей­ствуют свыше 30 тыс. мечетей.

Христианство. Первые христи­ане (несториане) появились в Ки­тае в VII в. В 638 г. в тогдашней сто­лице Чанъане (ныне Сиань) по раз­решению императора Тай-цзуна из династии Тан была построена пер­вая церковь. Вскоре несторианские церкви начали строиться по всей стране. Продолжалось это более 200 лет, но затем на долгое время эта еретическая секта оказалась под запретом. Несториане верну­лись в Китай снова только в XIII в. при династии Юань.

Первые католические священни­ки прибыли в Китай также во време­на правления династии Юань. Като­лицизм распространился среди пра­вящей монгольской верхушки, но как только династию Юань сменила династия Мин, христианство (като­лицизм и несторианство) запретили.

После долгих лет жизни во тьме неверия, в Китай приехал (1582) иезуит Маттео Риччи, который на­чал миссионерский поход на Пекин из Макао и южных провинций. Риччи учел ошибки предшественников -не критиковал традиционную китай­скую культуру, а себя преподносил как сторонника передовой западной науки. Он получил должность при­дворного астронома и оставался на ней при Минах и Цинах. Во многом благодаря этому выдающемуся че­ловеку, прожившему остаток жизни в Поднебесной и похороненному в Пекине, 300 тыс. китайцев стали се­бя называть католиками, а в стране было построено 250 церквей. Одна­ко в 1704 г. Ватикан объявил тради­ционное китайское поклонение предкам язычеством и запретил его. В ответ разгневанный император Канси приказал изгнать из страны всех миссионеров. Начался очеред­ной, на этот раз столетний, период забвения,запретов и гонений.

В 1807 г. англичанин Роберт Моррисон познакомил китайцев с протестантизмом. Он перевел на китайский Ветхий и Новый заветы, однако его миссия оказалась не­удачной - за 7 лет ему удалось по­вести по пути спасения души толь­ко одного китайца.

Широкое проникновение хрис­тианства в Китай началось сразу после Опиумных войн, после кото­рых страна превратилась в полуко­лониальное государство, а миссионеры обрели массу привилегий. Од­нако сами китайцы в большинстве своем по-прежнему считали хрис­тианство «иностранной религией».

Сегодня в стране около 4 млн католиков и 4600 костелов, более 10 млн протестантов и 12 тыс. про­тестантских церквей.

Отношения католической церк­ви и официального Пекина остают­ся достаточно сложными: Ватикан -единственное государство в Европе, с которым у Китая нет дипломати­ческих отношений. Во-первых, потому, что Ватикан установил дипотношения с Тайванем. Так что первое условие нормализации китайско-ва­тиканских отношений, как того тре­бует Пекин, - разрыв подобных от­ношений с Тайванем. Второе усло­вие - невмешательство Ватикана во внутренние дела Китая, и особенно в существующую обрядовую прак­тику. Кроме того, Пекин хотел бы получить извинения от епископа Ри­ма. В свое время рьяные католиче­ские миссионеры силой обращали китайцев в христианство.