Говоря о религии в Китае, необходимо отметить ее специфику - отсутствие как такового понятия Бога. С давних времен китайцы поклонялись духам, считая их необходимой частью мироздания. При этом не выделяя среди них главного. Даосизм, конфуцианство и другие традиционные китайские школы нельзя назвать религиями – это скорее нравственно-философские учения или практики, позволяющие человеку гармонизировать свои взаимоотношения с обществом, государством и природой. Идея же единого Господа-Бога, Творца всего сущего пришла в Китай вместе с христианством в VII в.
Огромное влияние на Китай оказал и продолжает оказывать буддизм, принесенный индийскими монахами в I в. Однако их учение не смогло, да и не могло, сохраниться в первозданном виде.
Для Китая характерно смешение различных философских учений и религиозных воззрений - в одном и том же святилище могут воздаваться почести Лао-цзы, Конфуцию и Будде. Все они, в понимании китайцев, не только исторические личности, но и духи, близкие и понятные, такие же обитатели подлунного мира, как и человек с присущими ему слабостями.
Многие иностранцы, приезжавшие в Китай в начале XIX в., отмечали удивительное китайское безверие: «в городах люди ни во что не верят, а в деревнях верят во все». Это и поныне так: на всякий случай китайцы молятся всем духам, идолам, божествам и Богу, ставят свечи (или ароматные палочки) во всех местах отправления религиозного культа, но надеются только на себя.
Начиная с 1949 г. официальной «религией» КНР стал атеизм, но последние лет 20 ни во что не верить положено только 63 млн членов КПК.
Официально в Китае более 100 млн верующих и более 100 тыс. культовых сооружений (святилища, церкви, костелы, мечети, храмы), около 300 тыс. служителей культа, более 3 тыс. религиозных организаций. В стране действуют 76 духовных учебных заведений.
Наиболее распространенными религиями в Китае считаются буддизм, ислам и традиционные китайские учения - конфуцианство и даосизм. В стране есть последователи шаманизма, православия, католицизма, протестантизма и балийского буддизма.
Вероисповедание во многом определяется национальной принадлежностью. Хуэйцы, уйгуры, казахи, киргизы, татары, узбеки, таджики, дунгане, салары и баоаньцы исповедуют ислам. Тибетцы, монголы, лобайцы, мэньбайцы, туйцы и юйгуры исповедуют тибетский буддизм школы гелук (школа желтых шапок). Дайцы, буланы и дэане - приверженцы буддизма тхе-равады (одна из главных колесниц буддизма). Среди мяочан, яотян и иян немало католиков и протестантов. Среди ханьцев есть буддисты (махаяна, школа чань), протестанты, католики и даосы.
Даосизм как философское учение возник и начал развиваться примерно в VI - V вв. до н.э. До его появления в Китае конечно же существовали какие-то религиозно-философские представления об окружающем мире, его происхождении и гармонии в нем, достигавшейся равновесием между женским и мужским началом. Существовала вера в Высшую силу, часто отождествляемую с Небом. Однако в период Воюющих Царств, когда страна перестала быть единым целым, старые верования оказались бесполезными для понимания рушащегося и быстро изменяющегося мира. Как раз в этот период возникло новое духовное учение - даосизм.
Основал его философ Лао-цзы, а его трактат «Дао-дэ цзин» («Книга о Дао и Дэ») стал каноном. Дао (Путь) - то, из чего все произошло - небо, земля и вся Вселенная, оно сохраняет гармонию в мире. Дэ (благодать) - воздействует на вещи, способствуя их росту и созреванию. В «Дао-дэ цзин» большое внимание уделяется нравственности, закладываются этические нормы, которые должны вести человека к благу.
Обладая невероятной гибкостью, даосизм постепенно вобрал в себя частицы древних китайских верований - мир Пути вновь наполнился божествами и духами. С приходом в Китай буддизма даосизм воспринял и его черты.
Сегодня в стране более 1500 даосских храмов и монастырей. Мистическая составляющая даосского учения в настоящее время почти исчезла. Зато осталась техническая сторона - традиционные боевые искусства и другие методики поддержания здорового образа жизни.
Конфуцианство, одно из самых старых китайских духовных учений, сформировалось в сер. I тыс до н. э., примерно в одно время с даосизмом. В отличие от последнего, в основе конфуцианства лежат социально-политические идеи, зародившиеся задолго до Конфуция (Кун Фу-цзы), жившего в 551^79 гг. до н.э. Сам же Конфуций стремился сформировать иной нравственный облик человека, рассуждал о человеколюбии и нормах поведения. Конфуций называл весь Китай «одной семьей», а потому переносил нормы поведения в семье на правила поведения в государстве. Он приводил те качества, которыми должен обладать каждый - преданность, гуманность, искренность, почитание старших (в том числе и начальников), забота о младших. Постепенно эти простые истины стали основой мощной властной доктрины.
При династии Хань конфуцианство приобрело статус официальной государственной идеологии -знание учения Конфуция было обязательным условием для всех чиновников (практика сохранялась до 1911 г.). В VII-VIII вв. по всей стране возводились храмы Конфуция, а при династии Сун главный труд философа-социолога «Лунь-юй» («Беседы и суждения») стал основой обучения во всех школах.
Сегодня в стране возрождается интерес к учению Конфуция - хотя на самом деле он никогда не исчезал. Именем его называют школы, которые китайское правительство открывает за рубежом для изучения китайского языка, литературы и культуры.
Буддизм пришел в Китай примерно в I в. В IV в. началось его повсеместное распространение, и вскоре путь к спасению стал самой влиятельной религией страны. Проникновение буддизма происходило по Великому шелковому пути, а его первыми проповедниками были монахи из Индии и Средней Азии. Со II в. н.э. самым значимым буддистским центром Китая стал Лоян (Baima Si, Храм Белой Лошади) в провинции Хэнань.
Знаменитый китайский монах Сюань Цзан в 627 г. отправился из г. Чанъаня в Индию. Его паломничество продолжалось 17 лет, он вернулся домой со списками множества сутр, переведенных на китайский. Поход Сюань Цзана описан в знаменитом и до сих пор очень популярном эпосе «Путешествие на Запад».
Со временем в Китае возникло восемь буддистских школ: трех трактатов (sanlunzong), дармалак-сана (faxingzong), аватамсака (huayanzong), винайя (luzong), тяньтай (tiantaizong), тантрическая (mizong), чистой земли (jingtuzong) и школа чань (chanzong), которая в мире больше известна по своему японскому названию - дзен (zen).
Китайский буддизм почти полностью утратил индийские корни и на протяжении столетий оказывал огромное влияние на политику, экономику, культуру и общество. Его популярность объясняется тем, что он предоставлял каждому возможность индивидуального спасения, утверждая тем самым ценность обособленной личности. Конфуцианство, напротив, рассматривало человека как неотделимую часть семьи, общества, государства.
До того как буддизм пришел в Тибет в VII-VIII вв. из Центрального Китая и Непала, там практиковали политеистическую религию бон. Во времена династии Тан китайская принцесса Вэньчэн вышла замуж за царя тибетского государства Тубо Сронцзангамбо и открыла язычникам Четыре благородные истины. Индийский монах Падмасамбхава соединил тантризм (религиозно-философское учение древней Индии) с религией бон - так родился особенный тибетский буддизм, который также называют ламаизм (монахов в этой религии называют ламами). Впоследствии ламаизм получил распространение и во Внутренней Монголии. Сегодня в Китае в общей сложности около 13 тыс. буддистских храмов и монастырей.
Ислам проник в Китай примерно в сер. VII в. по Великому шелковому пути. Непрекращающиеся войны, разорявшие Китай во время правления династии Сун, остановили торговлю на сухопутном Шелковом пути. Так родился Морской шелковый путь, который вел из китайских портов сначала в города Юго-Восточной Азии, а потом в арабские земли. До сих пор в городах Гуанчжоу, Цюйаньчжоу, Ханч-жоу и Янчжоу сохранились мечети, построенные в ту эпоху.
Ислам распространился в Китае во времена династии Тан, когда для подавления крестьянских восстаний императоры нанимали арабских солдат, многие из которых потом остались в стране. В эпоху династии Юань вера получила особенно широкое распространение: с монголами, потомками Чингисхана, которые правили Китаем под именем этой династии, в страну прибыло много мусульман-мигрантов из Центральной и Западной Азии. Впоследствии они превратились в национальность хуэй, по сей день исповедующую ислам.
После X в. практически все национальные меньшинства северо-запада страны: уйгуры, казахи, татары, киргизы, таджики, узбеки, салары, баоань постепенно стали мусульманами.
Большинство китайских мусульман сунниты. В стране действуют свыше 30 тыс. мечетей.
Христианство. Первые христиане (несториане) появились в Китае в VII в. В 638 г. в тогдашней столице Чанъане (ныне Сиань) по разрешению императора Тай-цзуна из династии Тан была построена первая церковь. Вскоре несторианские церкви начали строиться по всей стране. Продолжалось это более 200 лет, но затем на долгое время эта еретическая секта оказалась под запретом. Несториане вернулись в Китай снова только в XIII в. при династии Юань.
Первые католические священники прибыли в Китай также во времена правления династии Юань. Католицизм распространился среди правящей монгольской верхушки, но как только династию Юань сменила династия Мин, христианство (католицизм и несторианство) запретили.
После долгих лет жизни во тьме неверия, в Китай приехал (1582) иезуит Маттео Риччи, который начал миссионерский поход на Пекин из Макао и южных провинций. Риччи учел ошибки предшественников -не критиковал традиционную китайскую культуру, а себя преподносил как сторонника передовой западной науки. Он получил должность придворного астронома и оставался на ней при Минах и Цинах. Во многом благодаря этому выдающемуся человеку, прожившему остаток жизни в Поднебесной и похороненному в Пекине, 300 тыс. китайцев стали себя называть католиками, а в стране было построено 250 церквей. Однако в 1704 г. Ватикан объявил традиционное китайское поклонение предкам язычеством и запретил его. В ответ разгневанный император Канси приказал изгнать из страны всех миссионеров. Начался очередной, на этот раз столетний, период забвения,запретов и гонений.
В 1807 г. англичанин Роберт Моррисон познакомил китайцев с протестантизмом. Он перевел на китайский Ветхий и Новый заветы, однако его миссия оказалась неудачной - за 7 лет ему удалось повести по пути спасения души только одного китайца.
Широкое проникновение христианства в Китай началось сразу после Опиумных войн, после которых страна превратилась в полуколониальное государство, а миссионеры обрели массу привилегий. Однако сами китайцы в большинстве своем по-прежнему считали христианство «иностранной религией».
Сегодня в стране около 4 млн католиков и 4600 костелов, более 10 млн протестантов и 12 тыс. протестантских церквей.
Отношения католической церкви и официального Пекина остаются достаточно сложными: Ватикан -единственное государство в Европе, с которым у Китая нет дипломатических отношений. Во-первых, потому, что Ватикан установил дипотношения с Тайванем. Так что первое условие нормализации китайско-ватиканских отношений, как того требует Пекин, - разрыв подобных отношений с Тайванем. Второе условие - невмешательство Ватикана во внутренние дела Китая, и особенно в существующую обрядовую практику. Кроме того, Пекин хотел бы получить извинения от епископа Рима. В свое время рьяные католические миссионеры силой обращали китайцев в христианство.