Поездка по Транссибирской магистрали - один из вариантов паломничества в страну Востока. Из России в Китай есть два главных железнодорожных пути. Один идет через бывшую Маньчжурию (ныне северо-восточный регион Китая). Когда-то эта железнодорожная магистраль была частью Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Поездка от Москвы до Пекина через Маньчжурию займет около шести дней.
Другой вариант путешествия - транзитом через Монголию. Этот путь короче, но требует наличия монгольской транзитной визы. Время в пути - около пяти дней.
Кроме этих двух, существуют и другие международные железнодорожные маршруты, а именно: Пекин-Пхеньян (КНДР), Урумчи-Алма-Ата (Казахстан), Пекин-Ханой (Вьетнам) и Пекин-Улан-Батор (Монголия).
Китай - третья страна мира по площади территории, и, чтобы увидеть хотя бы несколько самых интересных ее мест, нужно быть готовым к дальним переездам и перелетам.
К счастью, железная дорогая (общая протяженность 100 тыс. км) работает вполне эффективно и связывает Пекин со всеми столицами провинций. В 2006 г. вступила в эксплуатацию (полностью будет завершена к 2007 г.) линия Пекин-Лхаса. Теперь путешествие на поезде между двумя городами занимает не более 48 ч. На одном из участков самой высокогорной железной дороги мира пассажирам предлагают воспользоваться кислородными масками.
Сервис и состояние поездов и вагонов постоянно улучшаются, так что железная дорога - оптимальный способ путешествия по Китаю, особенно с учетом того, что она значительно дешевле, чем самолет.
В Китае существует три типа поездов.
Экспресс-поезда. Это самые быстрые составы. Они в расписании и на билете обозначаются буквой Т, которую ставят перед номером поезда.
Скорые поезда - обозначаются буквой К.
Пассажирские поезда никакой буквой не обозначаются. У них есть только номер. Они самые медленные, но и самые дешевые.
Мягкие спальные вагоны (ruan-wo) очень похожи на наши купе: четыре спальных места в два яруса (нижнее место стоит дороже), туалеты в конце коридора. Отдельно от туалетов в начале вагона расположена комната с умывальниками. В некоторых поездах, например Пекин-Шанхай, каждое спальное место оборудовано индивидуальным телевизором. В каждом купе есть термос с горячей водой и урна для мусора. Чашки не выдаются, в комплект белья часто не входит полотенце. Иностранцы чаще всего покупают билеты именно в такие вагоны.
Жесткий спальный вагон (yingwo) напоминает наш плацкарт, но с одним отличием: спальные места расположены не в два, а в три яруса. Нижняя полка - самая дорогая, верхняя - самая дешевая. Этот класс вагона - один из самых популярных, особенно в путешествиях на большие расстояния. Билетов может не быть.
Мягкий сидячий вагон (ruanzuo) - популярный вариант для путешествий продолжительностью менее суток. К сожалению, вагоны такого класса входят в состав не всех поездов. Больше всего их на коротких маршрутах: Шанхай-Сучжоу, Шеньчжэнь-Гуанчжоу. Там поезда состоят из двухэтажных вагонов с мягкими креслами.
Жесткий сидячий вагон (yingzuo) соответствует нашему общему вагону. Обычно такие вагоны оборудованы деревянными скамейками, рассчитанными на два-три человека. Количество продаваемых билетов значительно превышает количество посадочных мест. Здесь курят, не выходя в тамбур, несмотря на то, что официально это запрещено.
В каждом поезде есть вагон-ресторан с вполне приличным (пусть и дорогим по меркам городских ресторанов) меню. Предлагают также еду в пластиковых контейнерах. По вагонам постоянно ездят продавцы с тележками, у которых можно купить быстрорастворимую лапшу, напитки, пиво, семечки, орешки и чипсы.
В самом начале поездки и в мягком, и в жестком спальном вагонах проводница обязательно подойдет к пассажиру (и к местному, и к иностранцу) и перепишет данные его паспорта в специальную книгу. Если путешествует компания, одного паспорта достаточно. Благодаря этой нехитрой мере предосторожности в китайских поездах почти отсутствует преступность. После того как проводница заполнит свою книгу, она заберет билет, а взамен выдаст пластиковую карточку, на которой указан номер вагона и место. В конце поездки совершается обратный обмен.
Где купить билеты
Билеты на поезда продаются в железнодорожных кассах. Проще всего воспользоваться услугами тех из них, которые расположены в зданиях вокзалов. Конечно, в больших городах кассы обязательно есть и где-нибудь еще, но найти их задача почти невыполнимая.
На вокзалах Пекина и некоторых других городов открыты специальные кассы для иностранцев, где практически не бывает очередей, а персонал может объясняться на английском. Чтобы найти такую кассу, внимательно смотрите на указатели (в больших городах указатели на вокзалах двуязычные). В Пекине она находится на первом этаже Центрального железнодорожного вокзала в зале ожидания для пассажиров спальных вагонов. Большинство гостиниц и туроператоров помогут купить билеты, но возьмут комиссионные - 30-50 RMB.
При отказе от поездки билет можно вернуть в кассу возврата -tuipiao [туйпяо]. Такие кассы есть только на вокзале. Если возврат осуществлен более чем за два часа до отправления поезда, то большую часть стоимости билета (но не полную) вернут.
Билеты продаются только в одну сторону. Их можно купить заранее, но не ранее, чем за пять дней до отправления. Скидок на железнодорожные билеты, в отличие от авиабилетов, не существует, а стоимость различается в зависимости от времени года.
В течение 20 дней до и 20 дней после трех главных праздников: китайского Нового года, 1 Мая и Дня образования КНР билеты стоят дороже всего, а купить их бывает очень сложно. Как правило, продолжительность «специальных периодов» не превышает 40 дней, но могут быть исключения. Недели, на которые выпадают сами торжества, называются «золотыми».
Острейшая ситуация с билетами складывается во время «золотой» новогодней недели. Новый год положено встречать всей семьей, и ради праздничного ужина по стране одновременно перемещается более миллиарда человек. Несмотря на то, что на линии выходят сотни дополнительных поездов, известны многочисленные случаи, когда людям приходилось совершать 45-часовые поездки не присев ни на минуту.
На вокзалах, как правило, много спекулянтов, предлагающих купить билет с рук, «чтобы не стоять в очереди». Очереди, конечно, существуют, и немаленькие (китайцы любят путешествовать), однако продвигаются они сравнительно быстро, поскольку система продажи билетов компьютеризирована даже в маленьких городах. Не покупайте билеты с рук! Известно множество случаев продажи фальшивых билетов. Это особенно актуально в течение трех «золотых» недель, но более всего - во время празднования Нового года.
В Китае вокзалы огромны, поэтому обязательно приходите не менее чем за час до отправления поезда. Время потребуется и для прохождения необходимых процедур, и для того, чтобы сориентироваться.
Каждый вход оборудован сканирующими аппаратами, как в аэропорту, - весь багаж (кроме небольших дамских сумочек) обязательно просвечивают.
Внутри здания установлены электронные табло, которые указывают номер поезда, время отправления и номер зала ожидания. Люди находятся в зале ожидания до тех пор, пока поезд не подается к платформе. Чтобы избежать толкотни в общем зале, можно пройти в более комфортабельные залы ожидания пассажиров спальных вагонов. Даже если на руках билет в жесткий сидячий - ничего страшного. У иностранцев (в отличие от китайцев) билет на входе не проверяют.
Когда поезд подан на платформу, начинается посадка. Из зала ожидания можно выйти через турникет, возле которого стоит сотрудник вокзала и проверяет билеты.
На платформу пускают только по билетам. Провожающие должны купить в специальной кассе билет на платформу (1 RMB).
Обязательно сохраняйте билеты до конца поездки. В Китае это означает - до выхода из здания вокзала станции назначения. На всех выходах стоят сотрудники, которые проверяют билеты у людей, покидающих здание вокзала. Иногда они не возвращают билет, отданный на проверку. Если он действительно необходим, требуйте возврата: надорвут, но вернут.