Автомобили велосипеды

Автомобиль становится все более популярным способом передвиже­ния по стране, но китайцы - не са­мые дисциплинированные водите­ли, и количество аварий это под­тверждает. Большие города задыха­ются от пробок, но не знают, как с ними бороться.

Если у кого-то есть мысль при­быть в Китай на своем авто и путе­шествовать по стране, лучше сразу похоронить подобную идею. Во-первых, на оформление необходи­мых документов и согласование формальностей уйдет несколько ме­сяцев. Во-вторых, тарифы на вре­менный ввоз автомобиля очень вы­сокие. Проще арендовать машину, а лучше машину с водителем, в Китае.

 

Типы дорог

Протяженность автомобильных до­рог Китая - более 1,18 млн км. Их существует несколько типов: дороги первого, второго и третьего класса и скоростные автомагистрали ре­гионального и национального уров­ней. Национальных автомагистра­лей всего 68. Скоростные - платные.

На некоторых недлинных плат­ных дорогах, например Пе­кин-Аэропорт, платить за проезд нужно на съезде. Обычно же при въезде на скоростную автомагист­раль выдается специальный талон, который необходимо предъявить на съезде. Там он автоматически счи-тывается и в зависимости от прой­денного расстояния на табло высве­чивается сумма к оплате.

 

Автостоп

На попутках по Китаю передви­гаться можно, но только при знании китайского и не в одиночку. Води­тель всегда рассчитывает на оплату, но берет не больше стоимости ав­тобусного билета. Договариваться о цене нужно заранее, однако води­тель потом может потребовать уве­личения платы. Если хитч-хайкер не согласится с новыми условиями, то его могут высадить в чистом по­ле или увезти в другое место.

 

Аренда автомобиля

Взять автомобиль в аренду доста­точно просто в больших городах вроде Пекина и Шанхая, где это можно сделать на выходе из аэро­порта.

В гостиницах подскажут бли­жайший пункт проката, а некото­рые отели предлагают такие услуги постояльцам.

Для аренды необходимы дей­ствующее водительское удостове­рение (Вена, 1968), а также кре­дитная карта для оплаты страхо­вого депозита. Существуют огра­ничения на радиус поездок. У про­катных автомобилей специальные номерные знаки, так что лучше не выезжать за оговоренные преде­лы - полиция легко вычислит на­рушителя. Средняя стоимость аренды легкового автомобиля в Пекине и Шанхае - 300 RMB в день плюс бензин.

В других городах можно арендо­вать такси, миниавтобус или внедо­рожник китайского производства с водителем. Цены - договорные, но в среднем около 400 RMB в день и обед для водителя. Будет дешевле, если договариваться с водителями напрямую.

 

Правила дорожного движения

Движение в Китае правосторон­нее, хотя увидеть мотоциклы, лег­ковые и грузовые авто, которые спокойно едут по встречной поло­се, - дело почти обычное, особен­но в сельской местности. Чем меньше город, тем больше хаоса на дорогах. Китайцы - очень громкие ездоки, вместо тормоза они давят на клаксон, потребуется некоторое время, чтобы к этому привыкнуть.

Китайские правила дорожного движения в свое время были списа­ны с советских и с тех пор практи­чески не изменились. Внимание! ПДД в Китае почти никто не со­блюдает.

При красном сигнале светофора разрешен правый поворот. Скорость движения в населенных пунктах ограничена 60 км/ч, на региональ­ных автодорогах - 90 км/ч, на авто­магистралях - 110 км/ч. Скорост­ной режим постоянно нарушается, даже когда рядом полиция.

 

Велосипеды

Времена, когда Китай называли «царством велосипедов», уходят в прошлое, но двухколесные средства передвижения все еще популярны. Весь Пекин, например, на них ездит - город расположен на равни­не, а юг страны предпочитает мото­циклы и мотороллеры.

В больших городах для велоси­педистов выделены отдельные поло­сы движения, по которым, однако, часто двигаются любые средства транспорта (особенно в часы пик).

В отличие от автомобиля, вело­сипед в Китай можно ввезти, спосо­бы транспортировки и стоимость этой услуги нужно уточнить с авиа­перевозчиком - существуют специ­альные требования. Авиалинии внутри Китая всегда требуют опла­ту за транспортировку велосипеда.

Чтобы не заморачиваться с пере­возкой, велосипед можно купить по прибытии. Никакие специаль­ные лицензии иностранцам не нуж­ны, а выбор в любом супермаркете - огромен. Стоимость - от 500 RMB.

Если денег на покупку нет, то двухколесную машину легко арен­довать. Немало пунктов проката располагается вокруг железнодо­рожных вокзалов и в популярных у туристов местах. Стоимость арен­ды - 5-10 RMB/сутки, залог 200-400 RMB и удостоверение лич­ности. Многие отели предлагают услуги по прокату велосипедов, но там это стоит существенно дороже (ок. 50 RMB/сутки).

Никакой страховки не предусмот­рено. Клиент отвечает и платит за все. Тщательно проверьте аппарат перед выездом, пользуйтесь специ­альными замками и цепями, если на какое-то время оставляете велосипед без присмотра. В Китае полно люби­телей чужих велосипедов. В городах существуют специальные стоянки (в больших городах их особенно много возле метро), где за несколько мао за велосипедом присмотрит охранник.