Автомобиль становится все более популярным способом передвижения по стране, но китайцы - не самые дисциплинированные водители, и количество аварий это подтверждает. Большие города задыхаются от пробок, но не знают, как с ними бороться.
Если у кого-то есть мысль прибыть в Китай на своем авто и путешествовать по стране, лучше сразу похоронить подобную идею. Во-первых, на оформление необходимых документов и согласование формальностей уйдет несколько месяцев. Во-вторых, тарифы на временный ввоз автомобиля очень высокие. Проще арендовать машину, а лучше машину с водителем, в Китае.
Типы дорог
Протяженность автомобильных дорог Китая - более 1,18 млн км. Их существует несколько типов: дороги первого, второго и третьего класса и скоростные автомагистрали регионального и национального уровней. Национальных автомагистралей всего 68. Скоростные - платные.
На некоторых недлинных платных дорогах, например Пекин-Аэропорт, платить за проезд нужно на съезде. Обычно же при въезде на скоростную автомагистраль выдается специальный талон, который необходимо предъявить на съезде. Там он автоматически счи-тывается и в зависимости от пройденного расстояния на табло высвечивается сумма к оплате.
Автостоп
На попутках по Китаю передвигаться можно, но только при знании китайского и не в одиночку. Водитель всегда рассчитывает на оплату, но берет не больше стоимости автобусного билета. Договариваться о цене нужно заранее, однако водитель потом может потребовать увеличения платы. Если хитч-хайкер не согласится с новыми условиями, то его могут высадить в чистом поле или увезти в другое место.
Аренда автомобиля
Взять автомобиль в аренду достаточно просто в больших городах вроде Пекина и Шанхая, где это можно сделать на выходе из аэропорта.
В гостиницах подскажут ближайший пункт проката, а некоторые отели предлагают такие услуги постояльцам.
Для аренды необходимы действующее водительское удостоверение (Вена, 1968), а также кредитная карта для оплаты страхового депозита. Существуют ограничения на радиус поездок. У прокатных автомобилей специальные номерные знаки, так что лучше не выезжать за оговоренные пределы - полиция легко вычислит нарушителя. Средняя стоимость аренды легкового автомобиля в Пекине и Шанхае - 300 RMB в день плюс бензин.
В других городах можно арендовать такси, миниавтобус или внедорожник китайского производства с водителем. Цены - договорные, но в среднем около 400 RMB в день и обед для водителя. Будет дешевле, если договариваться с водителями напрямую.
Правила дорожного движения
Движение в Китае правостороннее, хотя увидеть мотоциклы, легковые и грузовые авто, которые спокойно едут по встречной полосе, - дело почти обычное, особенно в сельской местности. Чем меньше город, тем больше хаоса на дорогах. Китайцы - очень громкие ездоки, вместо тормоза они давят на клаксон, потребуется некоторое время, чтобы к этому привыкнуть.
Китайские правила дорожного движения в свое время были списаны с советских и с тех пор практически не изменились. Внимание! ПДД в Китае почти никто не соблюдает.
При красном сигнале светофора разрешен правый поворот. Скорость движения в населенных пунктах ограничена 60 км/ч, на региональных автодорогах - 90 км/ч, на автомагистралях - 110 км/ч. Скоростной режим постоянно нарушается, даже когда рядом полиция.
Велосипеды
Времена, когда Китай называли «царством велосипедов», уходят в прошлое, но двухколесные средства передвижения все еще популярны. Весь Пекин, например, на них ездит - город расположен на равнине, а юг страны предпочитает мотоциклы и мотороллеры.
В больших городах для велосипедистов выделены отдельные полосы движения, по которым, однако, часто двигаются любые средства транспорта (особенно в часы пик).
В отличие от автомобиля, велосипед в Китай можно ввезти, способы транспортировки и стоимость этой услуги нужно уточнить с авиаперевозчиком - существуют специальные требования. Авиалинии внутри Китая всегда требуют оплату за транспортировку велосипеда.
Чтобы не заморачиваться с перевозкой, велосипед можно купить по прибытии. Никакие специальные лицензии иностранцам не нужны, а выбор в любом супермаркете - огромен. Стоимость - от 500 RMB.
Если денег на покупку нет, то двухколесную машину легко арендовать. Немало пунктов проката располагается вокруг железнодорожных вокзалов и в популярных у туристов местах. Стоимость аренды - 5-10 RMB/сутки, залог 200-400 RMB и удостоверение личности. Многие отели предлагают услуги по прокату велосипедов, но там это стоит существенно дороже (ок. 50 RMB/сутки).
Никакой страховки не предусмотрено. Клиент отвечает и платит за все. Тщательно проверьте аппарат перед выездом, пользуйтесь специальными замками и цепями, если на какое-то время оставляете велосипед без присмотра. В Китае полно любителей чужих велосипедов. В городах существуют специальные стоянки (в больших городах их особенно много возле метро), где за несколько мао за велосипедом присмотрит охранник.