Если для путешествия по Китаю избран вариант с использованием междугородных автобусов, обязательно примите во внимание некоторые местные особенности. Несмотря на то, что в стране существует 68 платных скоростных автомагистралей, некоторые водители (особенно на недорогих автобусах) не хотят платить за их использование и едут по ухабистым и плохо освещенным местным дорогам, что существенно увеличивает продолжительность поездки. Китайские водители любят болтать по мобильнику во время движения (15% всех смертей в мире от ДТП приходится на Китай) и по всякому поводу, а зачастую и без него, давят на громкий сигнал. Иногда автобусы останавливаются для того, чтобы водитель мог пообедать или сходить в туалет. Старайтесь выбирать машины с двумя водителями. Они идут без остановок.
Виды автобусов
Автобусы экспресс (kuai che). Самые быстрые, удобные и комфортные автобусы Китая. Они же и самые дорогие. Откидывающиеся спинки кресел, достаточно места для багажа, кондиционер, а в некоторых машинах - видеопрограмма и туалет. Крупный багаж складывается в багажные отделения, расположенные в нижней части автобуса, и за его сохранность можно не беспокоиться: экспрессы идут от места до места без остановок.
Спальные автобусы (wopu che) - китайское изобретение, аналогов которому у нас нет. В салоне оборудованы двухярусные спальные места. Билет на нижнее стоит дороже, чем на верхнее.
Отделения для багажа очень небольшие, все, что превышает размер городского рюкзачка, перевозят в открытом багажнике на крыше. Обычно спальные автобусы выходят на рейсы в ночь, а при китайском стиле вождения это достаточно рискованно. Преимущество их в том, что если машина прибыла на конечную остановку ранним-ранним утром, то в автобусе можно спать часов до 9.
Обычные автобусы (putong che). Действительно вполне обычные: жесткие сиденья, кондиционеров нет, а зимой они практически не отапливаются. Крупный багаж перевозят на крыше. Такие автобусы останавливаются на каждой остановке.
Мини-автобусы (xiao che) вмещают до 20 человек и используются в основном на маршрутах протяженностью до 100 км, билет стоит чуть дороже, чем на обычный автобус. Они уходят без всякого расписания - ожидают максимального числа пассажиров, на что может уйти несколько часов. Места для багажа почти нет.
Билеты продаются на государственных и частных автовокзалах. На государственных автовокзалах система продаж компьютеризирована, а очереди гораздо меньше, чем на железнодорожных вокзалах. Нет необходимости покупать билеты за несколько дней до отправления -как правило, с местами проблем не бывает. Исключение - маршруты в самую глухомань.
На частных автовокзалах и автостанциях билет можно приобрести в специальных будках или в автобусе при посадке. Место назначения всегда написано большими буквами на табличке, которая крепится к лобовому стеклу. Правда, название - на китайском.
Вокзалы
В некоторых городах есть только одна центральная автобусная станция, однако в большинстве их несколько, называются они чаще всего по сторонам света (северная, южная и т.д.). С северного автовокзала идут автобусы на север, с южного - на юг.
Когда автовокзалов и станций в городе очень много, в г. Чунцине например их десять, выбрать нужный бывает сложно. В этом случае сначала зайдите на центральный автовокзал, который обычно обслуживает самые популярные маршруты.
Существуют также частные автостанции, хотя это и не станции в прямом смысле, а, скорее, остановки, с которых отправляются автобусы. Автопарк частных компаний сформирован из самых современных машин. Чаще всего такие остановки располагаются на площадях перед центральным автовокзалом.